Вступление
Было
бы опрометчиво начать свое повествование о боевых искусствах Японии и не
упомянуть про прародителей этой славной традиции, а именно индусов. Так
повелось, что влияние Индии распространилось как на Китай так и на Японию.
Буддизм набирал свою мощь в этих странах. И странствующие монахи обучали своих
новых приспешников и давали им совершенно новые знания как о теле так и о
возможностях его использования.
История
Но
обо всем по порядку. Существует множество легенд, касающихся возникновения
боевых искусств в древней Индии. По одной из них, около пяти тысяч лет назад в
древней Индии жил один принц. Однажды он заметил, что движения некоторых
животных можно использовать как своего рода приемы для защиты и атаки. Он перенял
эти движения у животных и годами оттачивал их в поединках с рабами. По легенде
он убили более сотни рабов.
Согласно
другой легенде, сам Будда занимался разработкой систем самозащиты и как
результат, он изобрел достаточно жестокие приемы индийского кулачного боя. По
приданию, первым учителем боевых искусств в Индии, стал ученик Шивы –
Парашурам. «Вишну – Пурана» подробно описывает историю жизни Парашурама. По
легенде, когда сын царя убил отца Парашурама за то, что тот отказался
подчиниться воле его отца. Парашурам в гневе настиг принца и убил его. После этого Парашурама поклялся отомстить
варне кшатриев и уничтожил всех кшатриев (сословие в древней Индии) на земле 21
раз. После осуществления своего возмездия, он удалился для совершения покаяния
на священную гору Мандара. Помимо этих легенд, среди индийских эпосов также
встречаются упоминания о воинах, которые использовали свои руки и ноги в
качестве оружия.
Основной задачей спарингующихся было не
пробить оборону, а сбить дыхание соперника. Удары были сильные и хлесткие. Для
ног тоже было время, но ноги были вспомогательным средством в бое. Основное
предпочтение отдавалось рукам. Так как использовать их намного легче в ходе
боя. Но уже в вооруженной битве, ноги использовались по полной. Так как это
помогало держать дистанцию и удары получались намного тяжелее.
Серьезное
влияние на развитие боевых искусств в Индии оказала – Йога. Первые письменные
упоминания о йоге можно найти в Ведах. А теперь перейдем непосредственно к
стилям ведения боя в Индии.
Стили
Ваджра-мушти
(перев. «алмазный кулак», «кулак грома и молнии», «кулак высшего мастерства»).
Техника этого стиля сочетает прямые и быстрые удары кулаком. Так же этот стиль
содержит броски в своем арсенале. Базовая стойка – руки сжаты в кулаки и
скрещены в нижней части живота. Как и в традиционном карате, одна рука
используется для защиты, а вторая для нападения. Есть мнение, что именно этот
стиль ведения боя изучал и привез в Китай Бодхидхарма в шестом веке нашей эры.
Калари-паятту
(перев. калари – «священное место», паятту – «бой, боевые приемы») – традиционное Южно-Индийское боевое искусство.
Оно включает в себя удары ногами и руками, приемы удержания и владения холодным
оружием. Также в элементы обучения входят элементы врачевания и акробатические
трюки. Считается одним из древнейших боевых искусств в мире. Техника родилась в
результате наблюдений за движениями 8 самых свирепых и уважаемых животных в
Индии: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и
кобры. В Индии, готовя место для занятий, обычно сначала размечают на земле
прямоугольник размером 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра.
Сверху кладут решетку из прутьев и пальмовые листья, иногда обкладывают стены
камнем. Это позволяет скрыться от посторонних взглядов и защититься от сильного
зноя. Вход для учеников только с правой ноги. Затем поклон залу, он
символизирует священное место, на котором сидели древние боги, и коснуться ног
гуру.
Силамбам
- это искусство боя на палках. Соперники сражаются на круглой площадке парами
или командами по два три человека. Победителем считается тот, что выбьет палку
из рук противника или коснется палкой по телу соперника наибольшее количество
раз. Легенды расказывают об удивительном мастерстве владения палкой. Считалось,
что мастер силабам должен уметь не только защититься от камней, брошенных в
него из толпы, но и в одиночку разогнать эту толпу.
Маллявеша
- вид единоборства, который был широко распространен в северо-западных и
центральных районах Индии древней и средневековой эпохи. Из всех боевых
искусств Индии он наиболее близок к древнегреческому панкратиону и скорее всего
произошел появился и распространился в Индии благодаря воинам Александра
Македонского. Маллявеша - комбинированное боевое искусство, сочетающее силовые,
болевые и ударные приемы. Расцветом этого вида боевых искусств считают времена
шаха Акбара (1556-1605). В те времена существовали целые общины
профессиональных борцов. Победители турниров получали большие деньги.
Сохранилось древнее руководство по этому виду боевых искуств, написанное в 1731
году. Всего в рукописи, опубликованной индийскими учеными в 1964 году,
насчитывается 18 глав, посвященных истории борьбы, классификации борцов,
описанию методов тренировок и правил поединков, вопросам питания, гигиены и
т.д. По древним правилам в поединке нельзя убивать друг друга, а проигравшим
считается тот, кто падает на землю. Не запрещено выбивать зубы, вырывать
волосы, ломать пальцы и сдавливать горло. Приемы поединка включают захваты,
броски, удушения, подножки, подсечки, удары кулаками, локтями, коленями и
стопами ног, толчки, отбивы, блоки и т.д. Удары можно наносить только в верхнюю
часть тела и в голову.
Кушти
-самый известный и популярный вид национальной борьбы в Индии. Слово
"кушти" существует в языке хинди с глубокой древности. В мифах и
легендах есть немало историй о борцовских поединках между богами и героями.
Кушти пользовалась покровительством местных правителей, в старину большинство
состязаний проходило в их присутствии. Боролись чаще всего до смерти одного из
соперников. Сейчас борьба кушти стала довольно безопасным спортом, хотя в ней
разрешены многие приемы, запрещенные правилами дзюдо, самбо и вольной борьбы.
Разновидность кушти - индийская борьба на поясах, когда разрешено только
держать соперника за пояс. В тренировке борцов основное значение имеет силовая
подготовка. Выполняют большое количество отжиманий - простых и с волнообразным
движением корпуса и приседаний, в том силе на одной ноге.
Мукки-Бази. Школа мукки-бази сохранилась с древних времен в
индийском штате Уттар-Прадеш. Это единственный вид индийских боевых искусств,
предусматривающий не только парные, но и групповые поединки. Крупные
соревнования проводились каждый год. Сначала проводили поединки известные
мастера, далее следовала групповая схватка учеников, которая проводилась по
принципу "стенка на стенку". Победившей считалась команда, которой
которым удалось оттеснить соперников за линию, обозначенную на земле. За боем
наблюдали несколько судей, старавшихся не допустить лишней жестокости. Тем не
менее, тяжелые травмы и даже смертельные случаи происходили довольно часто,
поэтому турниры по мукки-бази в 30-е годы 20 века были запрещены. Сейчас школа
сохранилась в рамках небольшой религиозной секты. Важнейшее место в подготовке
занимают силовые упражнения. Бойцы выполняют множество разнообразных отжиманий
и приседаний, большое внимание уделяют изометрическим и дыхательным
упражнениям. Кроме того, в мукки-бази широко практикуется набивка рук на
твердых предметах из камня или металла. Легендарная секретная технике
мукки-бази - умение "держать удар" в любую часть тела, даже в самую
уязвимую, вроде губ, носа, горла, паха и т.д. Это умение основано на знании традиционной
индийской медицины
Мукна - это традиционное индийское единоборство,
распространенное в штате Манипур (особенно в деревнях). Возникло оно, согласно
преданиям, в XII веке. Суть единоборства в том, что соперники одевают
специальные фартуки из плотной ткани и шлемы-протекторы, после чего вступают в
схватку. Правила разрешают бить кулаком, толкать и бить открытой ладонью,
обхватывать соперника руками, хватать за руки и за ноги, производить захваты
его конечностей, уклоняться, прыгать. Цель поединка - заставить противника
коснуться земли коленями, плечами, спиной или головой, любой из этих частей
тела. Чаще всего противники кружат по площадке, делая ложные выпады до тех пор,
пока одному из них не удастся неожиданным ударом либо толчком лишить своего
соперника равновесия и заставить прикоснуться к земле. Довольно часто
используют захваты и болевые приемы с броском противника. Победитель поединка
обязательно выполняет ритуальный танец с мечом и копьем в руках.
Мнение
Как вы уже успели понять, Индия чрезвычайно богата разнообразными видами единоборств. И многие из них оказали чрезвычайно сильное влияние на Китайские и Японские единоборства. В следующих статьях я продолжу рассказывать про боевые традиции стран Азии. С этой статьей официально открыт огромный цикл статей про боевые искусства.
Связанные статьи из этого цикла:
Боевые искусства ч.1. Вступление
Боевые искусства ч.2.2. Истоки - Китай
Связанные статьи из этого цикла:
Боевые искусства ч.1. Вступление
Боевые искусства ч.2.2. Истоки - Китай