Предисловие
Первые сведения о появлении каратэ,
или тодэ, как первоначально его называли, зарегистрированы в конце XVIII -
начале XIX столетия. Сёсин Нагаминэ в книге “Основы окинавского каратэ-до”
приводит точную дату 1761 год. Погрузившись в
изучение истории каратэ, нельзя не отметить что огромное влияние на это боевое
искусство оказали в первую очередь индусы. Так как проповедуя свои учения и
обращая в свою веру все новых и новых людей, они так же раскрывали им и
некоторые свои тайны, такие как медитация и система упражнений под названием –
йога. Известно, что упражнения в йоге дают достаточно неплохой контроль над
своим телом и душой. Досконально изучая дыхательные техники и превозмогая
человеческие возможности, китайцы стали создавать совершенно новые виды
взаимодействия с органами и нервной системой (смотри - дим-мак, дзин лек - в
сноске). Это позволило не только научиться контролировать тело, но и создать
принципиально новые виды боевых искусств. Совершая свои паломничества в Индии,
китайские буддисты нередко бывали и на японских островах. Там они учили и
обращали в свою веру уже японцев, которые жадно перенимали новые знания и
стремились к просветлению.
Легенда
По первой из легенд о возникновении каратэ, буддийский
монах Бодхидхарме или Дарума, основатель буддийской созерцательной секты под
названием Дхьяна ("чань" по-китайски, "дзэн" по-японски)
имел непосредственное отношение к возникновению каратэ. История была следующая,
он пришел в Китай примерно в 520 году до нашей эры, чтобы проповедовать буддизм
Махаяны (санскр. महयान, дословно Великая колесница, кит. 大乘, да-чэн; тиб. ཐེག་པ་ཆེན་པོ་, theg-pa chen-po) и после долгого
странствия во времена царства Вэй, он основался в монастыре Шао-линь-су
(по-японски "Сериндзи") в провинции Хунань. По легенде, он после
своего прихода сел на колени лицом к стене и ушел в глубокую медитацию на
девять лет. За это время он полностью потерял способность управлять своими
конечностями. И после девяти лет он пробудился и завершил период своей аскезы.
*Дим МАК - искусство поражения нервных центров, также известен под названием "искусство отсроченной смерти". Имеет три разновидности, две из которых защитные, одна из этих двух основана на дыхательных системах.
*Дзин Лек - Упражнения по концентрации и управлению психической энергией*Маха́яна (санскр. महयान, дословно «Великая колесница»; кит. 大乘, да-чэн; тиб. ཐེག་པ་ཆེན་པོ་, theg-pa chen-po) — наряду с хинаяной одно из двух основных существующих направлений буддизма, отличающихся по философии и способам практики. Махаяна — Великая (Большая) колесница буддийского пути, проходя по которому, буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости Праджняпарамиты.
Сейчас невозможно утверждать с полной уверенностью о
том, что Дарума основал каратэ, но вероятно, он создал некий ранний вариант
укрепления человеческого организма и некий набор физических упражнений для
этого. Этот ряд упражнений отличался небольшим размахом (или амплитудой) и
базировался на управлении дыхательными системами. В большинстве случаев, именно
его техники рассматривают как некий фундамент ведения боя. Позднее его методы
развивались и стали известны в Поднебесной, как Шао-линь-су-кэмпо
(Шаолиньсу-кэмпо). До самой своей смерти он обучал своих последователей
технике, которая обоюдно предназначалась и для сохранения здоровья и для достижения
единства духа и тела. Именно второй
аспект этого учения оказался решающим для развития боевых искусств.
Бодхидхарма утверждал, что тело и дух суть
неразделимые понятия, и что конечная Истина (внезапное озарение, приносящее
подлинное знание и душевный мир) недостижима вне этого союза. Очищение духа и
дисциплина тела равнозначны только тогда, когда тело достаточно крепко, чтобы
противостоять воздействиям внешнего мира, дух может обрести мир и религиозную
Истину. Целью всего было духовное совершенствования человека, и для этого
необходимо было закалять дух, а это невозможно без тяжелых и изнурительных
тренировок и упражнений. Физическое совершенствование – это эффект
совершенствования духовное и следование идет строго за ним. Боевое искусство,
таким образом, впервые определяется как средство для достижения некоего
состояния духа. В этом смысле учение Бодхидхармы может являться основой всех
восточных боевых искусств.
Окинава-те
Свою историю карате-до начинает на островах архипелага
Риу-Киу или Рюкю, к которому относится остров Окинава. В 15 веке Китай захватил
эти земли, преследуя свои торговые интересы, принеся на острова архипелага
искусство китайского бокса. Есть некоторые упоминания про китайский бокс на
Окинаве. Например, китайцу по имени Кусанку приписывают мастерское владения
китайским боксом. По истории именно он продемонстрировал окинавцам свое
искусство на острове архипелага Рюкю.
**Окина́ва (яп. 沖縄本島, окинава-хонто:) — самый крупный остров японского архипелага Рюкю, расположенный приблизительно посередине между Кюсю и Тайванем. Площадь острова равна 1207 км². Является самым большим островом в префектуре Окинава, Япония. Главный город — Наха (314067 жителей). Из Нахи ведет шоссе в город Сюри, древнюю резиденцию королей.
Но по истечению
некоторого времени китайцев сменили японские оккупанты, в свою очередь
познакомившие местное население со своими национальными видами борьбы.
Недовольные жители островов, начали партизанскую войну с захватчиками, на что
японские власти ответили ужесточением режима. Был издан указ о запрете ношения
оружия мирным населением. Но это, только ожесточило народ, уже порядочно
натерпевшийся от своеволия самураев. Смешанная техника китайского бокса и
японского кендо позволяла, в случае необходимости, дать отпор до зубов
вооруженному самураю, используя лишь свои руки и ноги. Это был вопрос выживания,
ведь за любую, пусть даже самую мелкую ошибку, повстанцы платили своей кровью.
В последствии, во время серии восстаний, японские самураи воочию убедились в
эффективности этого нового вида борьбы, получившего название Окинава-те, или
Тоде.
Тодэ может означать китайский бокс,
хотя в течение нескольких столетий ему предшествовало боевое искусство,
известное просто как “ТИ”. Позже этот термин подвергся японизации и стал
звучать как “ТЭ” означая руки. Одним словом тодэ на Окинаве появилось благодаря
окинавцам, которые изучали китайский бокс в Китае, и китайцам, таким, как
Кусанку, которые преподавали его на Окинаве.
В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ (тодэ). Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.
Каратэ
Каратэ, в том
виде, котором оно предстало перед нами в настоящий момент, было создано
выдающимся мастером и учителем Гичином Фунакоши. Тут следует сделать оговорку,
Фунакоши не создал изобрел технику каратэ, в его заслуги входит обобщение и
систематизация огромного количества разрозненных приёмов ведения боя. Среди этих
приемов было много от китайского кэмпо и нововведений из Окинавы – окинава-тэ,
для которой в свою очередь предтечей были тодэ и ти.
До 1921 года,
в Японии вообще не слышали не то что про этот вид боевого искусства, японцы
понятия не имели, что существует такое слово «каратэ». Только в 1921 году,
Гичин Фунакоши, во время фестиваля боевых искусств в Токио, впервые
продемонстрировал свое каратэ-дзюдзюцу «искусство китайской руки». Уже через
десять лет, каратэ-дзюдзюцу было включено в программу физического воспитания
всех университетов страны восходящего солнца. К 1936 году в Японии уже
насчитывалось свыше сорока различных школ этого направления.
По этой причине в этом году состоялось историческое событие для развития каратэ - съезд “Большой семьи окинавского каратэ”. Его участники были озадачены неконтролируемым увеличением стилей и школ, отсутствием должного надзора за уровнем обучения. Однако, собравшиеся на Окинаве приняли решение, что каждый из уже сложившихся стилей имеет право на существование. Это решение положило начало процессу увеличения числа стилей и школ, который продолжается и посей день. Второе важное решение, принятое на этом съезде, касалось названия каратэ.
По этой причине в этом году состоялось историческое событие для развития каратэ - съезд “Большой семьи окинавского каратэ”. Его участники были озадачены неконтролируемым увеличением стилей и школ, отсутствием должного надзора за уровнем обучения. Однако, собравшиеся на Окинаве приняли решение, что каждый из уже сложившихся стилей имеет право на существование. Это решение положило начало процессу увеличения числа стилей и школ, который продолжается и посей день. Второе важное решение, принятое на этом съезде, касалось названия каратэ.
Вообще сам термин «каратэ» был введён в обращение в ХVIII в. неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньский стиль единоборства, он основал частную школу Каратэ-но Сакугава. Иероглиф “kara” в этом словосочетании обозначал “Китай”(или династия Тан), а в это время в Японии не могло существовать столь популярное боевое искусство, хоть как-то связанное с Китаем, поскольку Япония вела войну с Китаем. Однако название этого искусства было уже известно по всей Японии. Поэтому на съезде был найден компромисс – иероглиф (空) с таким же чтением “kara” обозначающий пустоту. Новое название каратэ получило новую расшифровку - “пустая рука”.
Гичин Фунакоши так объяснил смысл этой замены: «Как полированная
поверхность зеркала отражает все, что находится перед ним, а тихая долина
разносит малейший звук, так и изучающий каратэ должен освободить себя от
эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на все, с чем он может
столкнуться. В этом смысл иероглифа „пустой“» Был так же заменён иероглиф
“ДЗЮЦУ”- “искусство” на «до» — «дорога», в философском понимании путь, направление,
жизненная позиция бойца, суть которой заключается в постоянном
совершенствовании тела и духа.
Первое
задокументированное использование омофона «кара» в значении «пустой» вместо
«Династия Тан» появляется в книге «Каратэ кумитэ», написанной в августе 1905
года Темо Ханасиро.
Мнение
Теперь понятно, что история карате очень сложна и неоднозначна. Но смысл того, чтобы развиваться и духовно и физически остается всегда актуальным. На сегодняшний момент многие, под призмой повседневной суеты, совершенно забыли про саморазвитие и просветление. Так вот, карате учит нас самодисциплине и развитию внутреннего я.
Подводя итоги, хочется отметить то, что после выпуска этой статьи, наконец-то появилась возможность рассказывать про видные личности в истории карате и про различные стили не только в Японии, но и среди китайского Кэмпо. Это в какой-то мере разширит границы того, что можно узнать о боевых искусствах.
Связанные статьи из этого цикла:
Смотрите также: