Ниндзюцу - Часть 2. Кланы в Ига

Предисловие

Исторически не совсем понятно, где и когда появились ниндзя. Но известно лишь, что свое происхождение они, вероятно, могут вести от горных отшельников Ямабуши и китайских мастеров. Развиваясь и культивируя новые традиции, первые ниндзя, решили, что их главное назначение это объединение с природой и духовное совершенствование. Но помимо объединение с природой, было не основной целью отшельников. Они также занимались устранением людей за деньги и шпионажем. Известно, что во времена эпохи воюющих провинций, было около 70 кланов ниндзя, которые были поделены между двумя самыми сильными школами ниндзя в Ига и Кога.


Ранние годы

Традиционная скрытая деревня ниндзя
Первые школы ниндзюцу стали появляться уже в ХII-ХIII веках. Область Ига во времена феодальной Японии, была основной дислокацией для обучения новых послушников разнообразных кланов ниндзя. Другой известной территорией, которая обучала новых ниндзя, была территория области и Кога. Две стороны вначале не враждовали друг с другом, а были соседями. Но территориально, область Ига была гораздо больше, чем область Кога. Воспитанники Ига-моно, завоевали себе известность, как искусные наемники, которые брались за очень сложные задания и поручения.

"В провинции Ига самыми серьезными и знаменитыми кланами были Хаттори и Оэ"

В провинции Ига самыми серьезными и знаменитыми кланами были Хаттори и Оэ. Эти кланы славились своей состоятельностью, они содержали собственные школы боевых искусств. Секты, которые сформировались вокруг школ в провинции Ига, были секретными. Афишировать свое членство в них было строжайше запрещено. Тогда и стали формироваться основы секретности кланов ниндзя. В основном они придерживались доктрины буддийского направления Шингон.  Представители кланов проникали во все структуры обычно жизни, например могли быть торговцами, обычными крестьянами. Воинов засылали порой на очень длительный срок в определенную среду.

В феодальной Японии, обычные жители, то бишь крестьяне, прекрасно знали кто есть ниндзя, а кто нет. И кстати сказать, они часто поддерживали и укрывали у себя лазутчиков. Так как помимо страха, который культивировали мистический возможности ниндзя, крестьянам давали деньги и помогали в решении мелких проблем. В общем, помимо успешного шпионажа, ниндзя были успешными и в дипломатии.

Ниндзя не всегда носили черный костюм, в основном
они маскировались под крестьян
Как принято во всех серьезных боевых образованиях, в скором времени ниндзя поняли, что им просто необходима иерархия. И поэтому было решено официально разделить в своем собственном социуме место и положение каждого члена клана. Получилась довольно таки стройная система ранжирования. Все ниндзя делились на три категории – гэнин, чоунин и дзёнин. Дзёнины обычно были лидерами целых кланов и зачастую имели прямые связи со многими сильными правителями. Разработку конкретных операций и руководство ими поручали чоунинам – командирам небольших отрядов, а непосредственными исполнителями были гэнины. Иногда чоунины и гэнины покидали клан и становились нукенинами (или отступниками).

История Ига

Ниндзя помимо деверсий
также устраняли и высокопоставленные цели
Провинция Ига по многом устраивала ниндзя для их тренировок. Потому что эта область практически полностью была окружена горами. Также из-за свойств этих мест, эта область была часто окружена плотным туманом. Со стратегической стороны, это давало довольно таки сильные преимущества для оборонявшихся. Также эта провинция была излюбленным местом для отступления в период Эпохи Воюющих провинций. Многие полководцы ретировались в эти места и пережидали там опасные моменты. Выследить их там было тяжело. Также многие полководцы заручались поддержкой кланов в области Ига, для прикрытия в случае экстренного отступление. И поэтому, Ига постепенно стали иметь довольно-таки весомое положение в политической силе страны.

"в горах Ига распространялось течение Шюгэндо, или "путь овладения сверхъестественными силами", скрывающая от широкого внимания религия"

На протяжении всего 11го века, территорией Ига, номинально правила церковь Тодай-дзи. Существовало также и множество группировок, противостоящих ей, и которых в Тодайдзи называли "Курода но Акуто". Позже этим же термином стали называть Ига-ниндзя. В то же время другая крупная церковь - Кофуку-дзи - боролась с Тодайдзи за власть над провинцией Ига. Но помимо этого, в горах Ига распространялось течение Шюгэндо, или "путь овладения сверхъестественными силами", скрывающая от широкого внимания религия. Это стало причиной появления в Иге большого количества ученых-иммигрантов из Китая и Кореи, принесших в те древние времена элементы своей высокой культуры в Японию.
*Тодай-дзи (東大寺) — древний буддийский храм в Японии в городе Наре. Храм Тодай-дзи считается самым большим деревянным сооружением в мире. В нём находится гигантская бронзовая статуя Будды Вайрочаны.
*Кофуку-дзи (興福寺) — древний буддийский храм в Япония в городе Наре. Этот храм является главным храмом школы хоссо (соответствующей индийской философской школе йогачара, основатель школы — Дошо). В храме продолжается традиция куся сарвастивады, сконцентрированная на изучении трактата Васубандху «Абхидхармакоша». Храм входит в число семи крупнейших храмов юга.
*Курода-но акуто - в переводе с японского «злодейские шайки [сёэна] Курода». Во главе Курода-но акуто стояли два семейства — Хаттори и Оэ.

Самураи не признавали
ниндзюцу
и считали это искуство
надругательством
над бушидо
Политическая обстановка, во времена эпохи воюющих провинций была крайне нестабильна. И поэтому это было смутное и опасное время для ниндзя. В принципе, в области Ига не было единого правительства, даже больше, оно могло резко смениться, и это принесло бы дополнительные проблемы. Так как некоторые не беспокоили кланы, другие считали ниндзюцу надругательством над Бушидо и поэтому конфликтовали с ними. Основной расцвет ниндзя был во времена упразднения Сёэн (старой земельной системы), самураи в Ига перемешались с другими обитателями и укрывающимися в этой местности. Так и сформировались семейства и кланы Ига-ниндзя. 
*Бушидо́ (武士道) — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бушидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в 12-13 вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно оформилось в 16-17 вв. уже как кодекс самурайской этики.
На протяжении эпохи воюющих провинций, силами ниндзя было построено множество замков и укреплений для защиты своей территории. Также в это время был создан специальная организация "Ига Сококу-икки", которая боролась с иностранными противниками и вообще с иностранцами и иностранными миссиями внутри страны. Но так как Нобунага стремился извлечь максимальную пользу от привлечения иностранных технологий в страну. Эту организацию стали уничтожать на официальном уровне, многие ниндзя ретировались.

"Битва длилась две недели и в результате практически вся область Ига оказалась выжжена дотла"

На этой гравюре, крадущийся пытается
крыться от преследователей в реке
Но долго воздерживаться у них не получилось. В знаменитой битве Теншо Ига но Ран, состоявшейся в 1581 году, лидеры кланов Ига, выступили против Нобунаги. Ода, известный своим нетерпимым отношением к своим противникам, а также в привычке полностью изничтожать остатки вражеских кланом, полностью истребил представителей Ига Сококу – Икки. Битва длилась две недели и в результате практически вся область Ига оказалась выжжена дотла. После падения Ига Сококу-икки некоторые из спасшихся Ига-ниндзя стали готовиться к следующей схватке, другие же стали наемниками у дайме в других областях. 

Тодо Татора, властитель провинции Ига в 1608-1615 годах, взял на службу Чигати Унэме - дзенина сильнейшего клана Ига. Чигати приходился родней Хаттори - самому известному ниндзя из Ига. Такатора принес честь его семье и дал имя "Тодо" Унэме. Также он бросил клич всем беглецам Ига-ниндзя возвращаться на родную землю, пригрозив в противном случае изгнать, а в отдельных случаях и убить, их жен и детей. 
*Хаттори Хандзо (服部 半蔵), также известный как Хаттори Масанари (服部 正成) — самурай и полководец эпохи Воюющих провинций, глава рода ниндзя из провинции Ига. Во многих современных произведениях его изображают как самого великого ниндзя.
Такатора славился своим нетерпимым отношением к  дайме из других земель, нанимавших ниндзя из Ига, и позже сформировал из Ига-ниндзя собственную мини армию "Ига-моно клана Тодо". После того как Токугава Иэясу узурпировал власть в феодальной Японией в 1615 году, основной работой Ига-ниндзя стало ведение расследований по предотвращению восстаний, а также охрана лорда Тодо. Последним известным проявлением деятельности Ига-ниндзя было тайное проникнование ниндзя Савамура на борт "черного корабля" адмирала Перри, во время его посещения Японии в 1853 году. Этот инцидент исторически считается последним в деятельности Ига-ниндзя. Хотя никто не берется с полной уверенностю утверждать, что кланы были полностью истреблены. 

Продолжение следует...

Библия ниндзя, знаменитый трактат мудрости ниндзюцу
Ссылка для тех, кто умеет читать на японском языке- читаем и постигаем 

Связанные статьи из этого цикла:

Ниндзюцу - Часть 1. Происхождение