Европейцы привыкли называть меч, который носили при себе самураи – «самурайским» мечом. Называя таким образом это оружие, они имели ввиду катану. Но интересно, что эта своеобразная форма меча пришла прямиком из Кореи. В японских летописях VII-XIII веках, японцы называли этот меч – «корейским». Примечательно, что истинно японский меч имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Бытует мнение, что своей формой древнеяпонские мечи были обязаны китайской оружейной традиции. Носили древнеяпонский меч за спиной наискось и вынимали оружие из ножен, хватаясь за рукоять обеими руками...
***
Уже с третьего века нашей эры, Цуруги затачивается только с одной стороны, а также появляется массивный противовес на рукоятке. Первое упоминание про изогнутые клинки появляется в 710 году во времена эпохи Хэйан. Но уже к XII веку, усиление самурайского сословия привело к тому, что кривой клинок, который уже к тому времени использовался самураями, полностью вытесняет прямой древнеяпонский меч.
*Цуруги (剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч). Считается, что произошёл от китайского цзяня, но видоизменён японцами.
*Период Хэйан (平安時代) — период в истории Японии с 794 по 1185 год. Слово «Хэйан» в переводе означает мир, спокойствие.Хэйан начинается с переноса имперской столицы из Нары в город Хэйан-кё (平安京 - современный Киото) и завершается морской битвой при Дан-но-ура, в которой дом Минамото разгромил дом Тайра.
Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон - 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука - 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.
*Хамон — линия, разделяющая металлы композиционного клинка при закалке лезвия у катан и других японских мечей. При изготовлении клинка из моностали может быть видна линия зонной закалки, выглядящая похоже, но не являющаяся хамоном.
*Цука (柄) — обозначается рукоять японского меча. Цука является частью кошираэ и ширасая. Основа рукояти чаще всего делается из дерева. Встречаются, правда, также цука из кости или слоновой кости, которые начали изготавливаться лишь в XIX веке как сувениры для туристов. Рукоять гунто могла быть из алюминия или латуни.
**Кошираэ (拵え) — японское слово, вообще означающее «отделка», но обычно применяемое для обозначения такого монтажа японского меча, который применялся, если меч носился своим владельцем в качестве части одежды или доспехов.
**Ширасая (白鞘: шира — белый, сая — ножны) — простой, неукрашенный монтаж из сая и цука для японского меча. Первоначально использовалась только для хранения клинка. Как и применявшееся для ношения меча на улице косираэ, ширасая делалась из древесины магнолии, однако не покрывалась лаком и не украшалась. Так как ножны в результате «дышали», впоследствии ширасая стали использовать для хранения катан ночью, чтобы избежать появления ржавчины вследствие накопления внутри ножен влаги.
Ношение меча
Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в
ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения
в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале
XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной
необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В
случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой
готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он располагал катану на пол в
пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах
за поясом).
Монтаж меча для ношения на улице называется кошираэ, сюда входят
лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать
меч, его хранили дома в монтаже ширасая из необработанного дерева магнолии,
защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально
выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не
декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие
декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение
в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось
впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке
появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными
шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука
или дерева.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял
тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с
конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах,
закреплённых на поясе с помощью ленты из шёлка или иной ткани (сагэо). Вместе с
тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.