Разновидности Ёкаев

Пролог

 Итак как известно Япония богата не только своей историей, но и специфической мифологией и даже своим специфическим пантеоном  Самое интересное, что до сих пор они чтят свои традиции и даже существуют праздники посвященные некоторым существам и даже преклонения некоторым из них. 
  Даже в современной массмедиа японцы стараются не забывать свои корни и используют разнообразные мифы для своих произведений. А если посетить Японию, то можно увидеть огромное количество статуэток, статуй и прочего сопутствующего антуража. 
В этой вводной статье я расскажу об одном из основных персонажей фольклорных легенд Японии. Итак приступим. 

Ёкай 


   Итак само слово  妖怪 (ё:кай) записывается с помощью сочетания двух иероглифов со значениями "волшебный, чудесный" и "загадка, призрак". Трактовка иероглифов немного дает понять, что за существо они имели ввиду. Этот термин, который весьма часто ассоциируется с японскими сказочными существами и призраками. Также этим же термином принято называть и сверхъестественных персонажей из  иностранного фольклора. И так как у каждого народа есть свои специфические существа (например в греческой мифологии), то количество существ подпадающих под категорию Ёкаев может быть очень и очень много. 

  В узком смысле Ёкаев приписывают к разновидность обакэ. Обакэ (お化け) и бакэмоно (化け物) — общее название для монстров, призраков или духов в японском фольклоре. Буквально означает «то, что меняется».

    Обычно эти слова переводятся как «призрак», но в основном они относятся к живым или сверхъестественным существам, временно изменивших свою форму, и таким образом они отличаются от духов умерших. Тем не менее, иногда термин «обакэ» может использоваться и для призрака — юрэй (幽霊)
Юрэй (幽霊 ю:рэй, потусторонний (неясный) дух) — призрак умершего человека в японской мифологии. Отличительной особенностью классического юрэй является отсутствие у него ног
Юреями могут быть: 
  • Те, кто погиб насильственной смертью. Сюда можно отнести онрё, таких как Сугавару но Митидзанэ позднее ставшего почитаться как бога грома и покровителя науки. Подобных онрё можно считать прообразом классических привидений, представления о которых сформировались в 17-18 веках. Основное их число составляют женщины погибшие по вине своих мужей. Самым известным примером подобной женщины является О-Ива.
  • Те, над кем не было совершено положенных обрядов. Подобные духи весьма распространены в современной Японии. Излюбленное место их появления — дорожные туннели, прорытых под их могилами.
  • Не завершившие какое-то важное дело. Чаще всего это месть.
  • Души, временно покинувшие свое тело.
  • Вероотступники которым не нашлось места ни на земле, ни на небе. Так как в Японии практически нет религиозных течений, допускающих подобное, данный тип юрэй практически не встречается.

    Первое упоминание в литературе о мстительном привидении можно обнаружить ещё на страницах «Повести о Гэндзи», написанной тысячу лет назад. Затем с обликом представителей загробного мира своих соотечественников стали знакомить авторы пьес для театра но. В XIV—XV веках привидения и духи стали основными героями на сцене этого театра. В годы периода Эдо (1603—1868) привидения прижились и на сцене театра кабуки. Известнейшие мастера ксилографии, например, Кацусика Хокусай, посвятили этой теме свои гравюры.
    Японские привидения не привязаны к конкретному месту обитания. Особый интерес юрэи испытывают к заброшенным домам, старым храмам, полуразрушенным горным лачужкам, где и поджидают запоздалого путника. В отличие от ёкаев, как правило, незадачливых, простодушных, легковерных, хотя, бывает, и зловредных, юрэи нередко являются персонажами по-настоящему страшных сказок. Иногда уже сам их облик приводит героя в ужас, ведь у привидения в женском обличье вместо лица может оказаться полупрозрачный шар с одним глазом на подбородке, а то и без глаза вовсе, или вдруг, грациозно взмахнув рукавом, неизвестная красавица оголит свой локоть, а с него будут смотреть, не моргая, целых два или три глаза. Души этих страдальцев (воинов, брошенных жен, несчастных влюблённых), не находя покоя, бродят по земле, чаще всего вокруг мест, связанных с их гибелью, в надежде на отмщение. Их фосфоресцирующие в ночи контуры с длинными гибкими руками, но без ног, с горящими рубиновым светом глазами, как утверждают знатоки, можно довольно часто увидеть в некоторых гостиницах или в обветшавших домах, где когда-то произошло преступление, у кладбищенских ворот или затянутых ряской заброшенных прудов. А если не увидеть, так услышать их тяжёлое дыхание в пустой комнате, шаги за стеной, душераздирающие стоны, перестук каблучков деревянной обуви в темном переулке.
   Настоящей формой бакэмоно может быть животное, — например, лисица (кицунэ), енотовидная собака (тануки), барсук, кошка (бакэнэко) — дух растения (например, кодама), или неживой объект, который обладает душой (цукумогами). Бакэмоно обычно или притворяется человеком, или появляется в странной или устрашающей форме. В быту любое необычное появление может быть названо бакэмоно или обакэ, вне зависимости от того, верит ли человек, что у существа действительно есть другая форма.
Кстати одной из разновидностей Ёкаев может быть и Они. Они - это демоны-людоеды. Обычно они отличаются огромными размерами, но встречаются упоминания и о маленьких они. Эти существа умеют обращаться в людей и очень любят человеческое мясо.

Цукумогами


   Цукумогами (付喪神 — «дух вещи») — разновидность японского духа: вещь, приобретшая душу и индивидуальность; ожившая вещь (хотя именно такое определение несколько спорно). Согласно поверьям японцев об этих духах (цукумогами-эмаки), цукумогами происходит от артефактов или вещей, которые существуют в течение очень длительного периода времени (от ста лет и более) и потому стали живыми или обрели сознание. Любой объект этого возраста, от меча до игрушки, может стать цукумогами. Цукумогами являются сверхъестественными существами, в отличие от заколдованных вещей. Также цукумогами могут стать вещи, которые были забыты либо потеряны, — в этом случае для превращения в цукумогами нужно меньше времени; такие вещи будут стараться вернуться к хозяину.
     Цукумогами очень сильно различаются по своему внешнему виду — в зависимости от природы происхождения духа, то есть типа вещей, из которых они происходят. Их характер может различаться в зависимости от характера бывшего хозяина и эмоций, окружавших предмет. Некоторые — например, те, что происходят от бумажных фонарей или разорванной обуви, — могут иметь разрывы, которые становятся глазами и острыми зубами, придавая лицу жутковатый вид. Другие, такие как носимые чётки или чашки чая, могут выглядеть «тёплыми», доброжелательными. Характер каракаса-обакэ (оживший зонтик) будет сильно отличаться от характера ванигути (оживший храмовый гонг). Таким образом, нельзя однозначно охарактеризовать цукумогами как зловредного или доброго духа, так как, по сути, это лишь название целого класса духов.

Классификация ёкаев по месту их обитания



Существует также классификация ёкаев по месту обитания. Согласно ей, всех ёкаев можно разделить на 5 больших групп:
  • Живущие в горах — к ним относятся летающие демоны тэнгу и ведьма ямауба;
  • Живущие на обочинах дорог — например, одноглазый хитoтцyмэ - кодзо, безликий ноппэрабон и гигантское чудище — микоси нюдо;
  • Живущие в доме — домовой — дзасики-вараси и хранитель амбара — кура-бокко;
  • Живущие в водоёмах — к этому типу относятся как морские ёкаи — корабль-призрак — фуна-юрэй и появляющаяся на морском берегу в женском обличье исо-онна — так и речные — водяной каппа; ёкай непроточных вод — нуси.
  • Среди передвигающихся, постоянно меняющих свое местонахождение особенно выделяется лошадь без головы — кубикирэ-ума.