Японский меч ч.3. - Изготовление

Предисловие


 Сегодня, мы поговорим про очередной важный аспект самурайского меча, а именно про изготовление катаны. Это чрезвычайно трудоемкий и длительный процесс. Кроме этого, существует поверье, что "душа" нового меча формируется в несколько этапов. Первый из которых - это его изготовление. Мастер вкладывает крупицу своей души и все свое необъятное знание в сталь. В Японии существует достаточно длительная традиция изготовления мечей. Большинство моментов были позаимствованы у китайцев и корейцев. Секрет же нового меча, остается навечно в голове мастера. И даже пользователь не всегда знает все тонкости своего верного соратника в бою. 

Истоки

   Известно, что стиль ковки и непосредственно материалы были обусловлены некоторыми особенностями. Основной причиной развития ковки катан, стали геологические особенности страны восходящего солнца. Известно, что найти подходящий материал для ковки были крайне сложно. А то что имелось в непосредственном обиходе было достаточно низкого качества. И именно поэтому, первые мастера стали задумываться о том, как бы улучшить качество производимых товаров и увеличить их устойчивость. 

   И именно в те далекие времена, мастера стали экспериментировать в способах ковки и обслуживания материалов. Вскоре был изобретен новый метод, а именно многократное складывание материалов и их последующая ковка. первые мечи были прямой короткой формы. И благодаря несовершенству новой технологии, они очень часто тупились и крошились в ходе ожесточенных боев. Самое интересное это то, что изначально матера ориентировались на китайское оружие и ковали клинки, главным приоритетом которых была колющая атака. 

   Но по истечении некоторого времени, японцы подсмотрели форму оружия у корейских оружейников. У которых был предпочтителен более изогнутый вариант. И было решено опробовать новый вариант с заточкой только с одной стороны. Новая форма привлекла воинов и те не преминули воспользоваться ей в бою. Но большинство первых катан гнулось или тупилось в бою. Иногда даже бывало так, что воины прекращали бой по обоюдному согласию, и начинали править свое оружие. А потом уже снова сходились в схватке. Зачастую поражение являлось результатом плохой ковки оружия и неправильно выбранной формой. Существовало даже специальное напутствие на этот случай в Будошёшинсю
«Если предстоит схватка на мечах, следует надеть доспехи и шлем; лезвие меча может погнуться, тогда понадобится сменить оружие. Старый меч следует отдать молодому оруженосцу, который, в свою очередь, передаст его носителю сандалий или конюху».
   Найти некую золотую середину удалось только в 7-м веке кузнецу из клана Амакуни. Вместе со своими учениками он совершил настоящий прорыв в технологии ковки металлов. Его способ и мечи стали каноном для всех оружейников, вплоть до сегодняшнего дня. Главное отличие его мечей было в правильном сочетании как формы, так и формы и способов закалки мечей. В результате чего, они становились невероятно легкими и острыми. Высокая прочность изделий до сих пор удивляет современных оружейников. 

   Известно, что качество клинка зависит от содержания углерода в стали, а также от способа закалки. Снижение количества углерода, происходившее при длительной ковке, придавало стали мягкость, а перенасыщенность - жесткость, но одновременно и хрупкость. Выход из дилеммы японские кузнецы нашли с помощью своеобразного метода - полотно меча компоновалось из нескольких сортов стали, обладавших различными свойствами. Очень жесткая и потому способная быть довольно острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким полотном с пониженным содержанием углерода.

Изготовление

   Изготовление катаны состоит из множества этапов и может длиться несколько месяцев. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла отходов, который в процессе плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляют, чтобы дать им соединиться друг с другом. 
*Тамахаганэ (玉鋼 - «алмазная сталь») — японская сталь, известная с древности, представляет собой слитки губчатого железа. Является основной сталью для изготовления клинков мечей, катан и ножей. Большинство кузнецов-оружейников в современной Японии использует этот традиционный тип стали. Изготавливается эта сталь почти исключительно в плавильных печах японского типа, называемых татара, в небольшом городке в префектуре Симанэ на западе Хонсю, снабжая сырьем современных мастеров-оружейников. Эти печи не были исконно японским изобретением. Считается, что в Японию они пришли из Маньчжурии через Корейский полуостров в VI—VII вв. К IX в. татара получили распространение по всей Японии. Последнюю такую печь погасили только в 1925 году, но вскоре одна из них снова заработала в городке Ёкота. Самая высокая температура в татара может достигать 1200 - 1500° С. 
*Якиба твердая часть с режущей кромкой. Якиба — старое название. Вообще слово «хамон» обозначает стиль якибы. То есть: «якиба-то якибой, это понятно, а хамон какой — прямой или волнистый?» Впрочем, слово «якиба» вышло из употребления, закаленную область все давным-давно называют хамон.

*Хирадзи - более мягкая  и гибкая часть между шиноги и хамоном.
**Шиноги - ребро боковой поверхности меча, изменяющее его геометрию. 
   Затем полученный блок проковывают молотом: его расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и опять складывают — и так удваивают количество слоев (при 10 складываниях 1024 слоя, при 20 — 1048576). Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке, благодаря чему твёрдость клинка в каждом его участке будет одинаковая. 
   Далее в блок из тамахаганэ требуется добавить более мягкую сталь, чтобы меч не сломался при больших динамических нагрузках. В процессе ковки, длящейся несколько дней, блок вытягивается в длину и путём композиции полос с различной твёрдостью создаётся структура клинка и его первоначальная форма. После этого наносится слой жидкой глины — для предотвращения перегрева и окисления. В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой  и хирадзи, формируется хамон
Таблица зернистости 
   Этот рисунок принимает свой окончательный вид в момент закалки меча и проявляется в процессе полировки. Хамон, в отличие от линии зонной закалки, это материал на стыке двух сталей, из которых куется клинок, показывающий насколько хорошо владеет мастерством создатель катана. Далее следует закалка: меч разогревается до температуры, строго зависящей от металла, который используется для ковки и быстро охлаждается, вследствие чего атомная структура одного из композитов переходит в состояние мартенсит, и режущая кромка приобретает чрезвычайную твёрдость. После осуществляется долгий процесс придания клинку окончательной формы, заточки и полировки, которую полировщик проводит с использованием камней различной зернистости (до 9 ступеней). При этом мастер уделяет особое внимание достижению идеально плоских поверхностей и строгих углов граней между сопрягаемыми поверхностями. В конце заточки мастер работает очень маленькими камнями-пластинками, которые он держит одним-двумя пальцами или специальными дощечками.
 С особой тщательностью проводится проявление всех деталей и особенностей хада. В некоторых случаях, в особенности современными мастерами, на не закалённых частях клинка наносится гравировка декоративного характера преимущественно буддийской тематики. После полировки и декорирования рукояти, на которое уходит ещё несколько дней, катана готова.

Продолжение следует...