Древняя Япония. Часть 2 - Период Дзёмон

Предисловие

Древняя Япония - это страна загадок и тайн. Довольно таки долгое время страна восходящего солнца была полностью закрыта от чужестранцев. В те далекие времена, Япония представляла из себя достаточно любопытное зрелище. Самое главное это то, что разнообразные заимствования из других культур (китайской например) и своеобразный путь традиционной культуры варились в своем соку столетиями. И когда все это богатство(как и китайская культура) вылилось на ничего не подозревающего исследователя, который случайно попал туда, то это вызвало невероятный интерес для изучения. Сегодня каждый скажет, что он знает достаточно о культуре этой страны. Но нельзя знать о культуре и не знать про историю. Поэтому сегодня мы вновь углубимся в древние времена...


История

Этимологическая справка 
Период Дзёмон получил название от термина «дзёмон» («след от верёвки»), так называют технику украшения глиняной посуды и фигурок догу шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период. Японское слово было использовано для перевода словосочетания Cord Marked Pottery, которым воспользовался один из первых исследователей неолитической культуры Японии Эдвард Морс в 1879 году для описания керамики со стоянки Омори. До Второй мировой войны для названия периода Дзёмон также использовался эквивалентный термин «каменный век».

Сегодня мы подробнее рассмотрим Период Дзёмон (縄文時代 - эпоха верёвочного орнамента). Это период истории Айнов с 13.000 года до нашей эры и по 300 год нашей эры. Этот период совпадает, по археологической периодизации истории стран Запада, с периодами Мезолита и Неолита. Историки считают, что последняя ледниковая эпоха соединила Японские острова с азиатской частью материка. Судя по археологическим находкам, в 35 — 30 тысячелетиях до нашей эры человек разумный переселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже неплохо умел охотиться, на охоте использовать лук и стрелы, заниматься собирательством, речным и морским рыболовством и изготавливать различные каменные и костяные орудия труда и посуду из обожжёной глины. Из домашних животных на архипелаге были известны собаки и свиньи.

В те времена, население Японских островов представляло собой многочисленные племенные общины. В основном они были заняты собирательством, охотой и рыболовством. Доподлинно не известно была ли письменность в те времена. Некоторые ученые - лингвисты сходятся на мнении что она отсутствовала как некая система. Но нельзя отрицать тот факт, что если про нее не известно, значит ее не было. В последнее время появляются некоторые данные о том, что все-таки она существовала (некоторые данные по языку Айнов) Известно, что в те времена традиционные для Японии моменты, такие как культура выращивания риса* или боевые искусства еще не были созданы. 

*Рисоводство — область сельского хозяйства, которая занимается возделыванием и хранением рисовых культур. Примечательно, что культура выращивания риса наложила серьезный отпечаток на социальное устройство древней Японии. Широко известны факты о том, что жалование самураев и дайме сопровождалось мерой известной как **коку или другие меры риса. Чем выше жалование, тем выше социальное положение у человека. 
**Коку (яп. 石, кит. 石, пиньинь: Dàn, (в древнекитайском языке читался как «shí»)) — традиционная японская мера объёма, примерно равен 180.39 литра.
В течение всего периода Дзёмон древние жили в землянках и полуземлянках, традиционных жилищах докерамической эпохи. Жильё было погружено в землю, имело земляные стены и пол, а также каркас из деревянных столбов, который поддерживал крышу из шкур животных, травы и хвороста. Землянки периода Дзёмон различались по регионам. Больше всего их находят в Восточной Японии; меньше — в Западной. У древних поселенцев были довольно небольшие дома (20-30 м2) и обычно в таких жилищах проживала семья не от 5 человек  и более.Доказательством такого количества жителей служит находка на стоянке Убаяма (Тиба Итикава*), где были обнаружены захоронение семьи в землянке — двое мужчин, две женщины и один ребенок.
*Итикава (市川市) - это город в Японии, находящийся в префектуре Тиба. Площадь города составляет 57,40 км², население — 475 630 человек (1 июня 2010), плотность населения — 8286,24 чел./км².
Несколько жилищ образовывали своеобразное поселение. В древнейшем варианте Дзёмона оно состояло приблизительно из 2 — 3 землянок. В раннем Дзёмоне количество жилья увеличилась, вероятно постепенно люди привыкали к оседлому образу жизни. Жильё сооружали вокруг площади на примерно одинаковом расстоянии. Эта площадь была центром общественной и религиозной жизни поселения.

Религия


Самым правдивым источников о зачатках религии у первых обитателей Японских остравов служит своеобразный погребальный инвентарь. Именно он и позволяет говорить о том, что древние верили в то, что человек после смерти попадает в загробный мир и его сущность ведет там свое пребывание. В инвентарь входили разные вещи, которые покойник использовал при жизни. Это могли были орудия труда, гребешки и так далее.  Чаще всего в захоронениях встречаются раковинные браслеты и пояса из оленьего рога. Первые изготавливались из крупных раковин глицимериса (моллюски) или раппана, в середине которых делали отверстие для руки и шлифовали до блеска; вторые делались из развилки оленьего рога и покрывались сложным орнаментом. Украшения имели не только эстетическую, но и ритуально-магическую функцию. Браслеты обычно носили женщины, а пояса — мужчины. Количество и богатство декора украшений указывали не на социальную, а половую и возрастную дифференциацию.

О возрастной дифференциации говорит и своеобразный обычай вырывания или спиливания зубов. За жизнь молодому человеку удаляли определенное количество резцов или клыки, что знаменовало о его вхождении в группу взрослых. Способ и порядок вырывания зубов был отличен по времени и по регионам. Также бытовал обычай подпиливания четырех резцов верхней челюсти в форме малых трезубцев или двузубцев. Реализация таких операций нуждалась в соответствующих хирургических навыках.

Еще одним артефактом, связанным с религиозными представлениями жителей тех времён, являются керамические женские статуэтки *догу

*Догу или «дзёмонскими венерами». Древнейший образец такой статуэтки был найден на стоянке Ханавадай (Сакура, Тиба), которая датируется ранним Дзёмоном. В зависимости от стиля исполнения догу классифицируют на несколько типов: плоские, цилиндрические, рельефные с ногами, с треугольными лицами, филиноподобные, с окуляроподобными глазами. Почти все статуэтки изображают женщин с большим, возможно беременным, животом. Как правило, их находят в поломанном состоянии. Предполагают, что догу символизировали женское начало, семью, рождаемость и использовались в обрядах, связанных с культом фертильности. С этим же культом ассоциируются фаллические символы — каменные дубинки сэкибо, каменные мечи и ножи, которые олицетворяют мужское начало, власть, авторитет.

Именно в те далекие времена и появляется мифологический пантеон религии "синто" и сама религия в раннем своем зачатке. Именно тогда стали появляться первые сказания о богине - матери Аматерасу - Оомиками. Ее появление считается вехой в основании императорской династии (равных богу и являющихся самим воплощением богов), которая за всю историю и все войны не прерывалась ни разу. 

С именем первого императора связана и первая, во многом легендарная попытка объединения разрозненных японских племен. Так считается что воссев на престоле Император Дзимму предпринял большое путешествие на восток, пройдя Внутреннее море, прибыл в Нанива (Осака), и двинулся в провинцию Ямато (префектура Нара). Однако в Ямато он встретил упорное сопротивление со стороны местно князя Нагасунэхико и его сюзерена, принца Нигихаяхи-но-Микото. Император поплыл кружным путем вдоль юго-восточного берега и высадился в провинции Кии (префектура Вакаяма). Спутниками его были: ворон Ятагарасу и люди, которые добровольно последовали  за наследником великого божества. Он предпринял поход через горы, снова вступил в земли Ямато и подчинил себе местных вождей. Затем двинул войска против Нагасунэхико. По легенде, в то время, когда решительная битва была в разгаре, прилетел золотистый коршун и опустился на лук Императора, ослепив всех, смотревших на него. Враги в страхе обратились в бегство. 


Продолжение следует...