Сюрикэн

Введение

Слово сюрикен, составленное из иероглифов 手裏剣 “сю”, “ри” и “кен”, буквально переводится как “лезвие скрытое в руке”. Существует расхожее неверное представление, что эти иероглифы означают “рука бросающая лез
вие”, но иероглиф “ри” составлен морфемой (смысловой компонент) “и” как в слове одежда, в смысле покрытия чего-либо, также как и фонема (звуковой составляющей) “ли”, вместе представляющих идею “перемены, движения назад, или быть охваченными”. Ри также читается в кун йоми как ура, что людям, имеющим отношение к боевым искусствам, знакомо по выражениям типа “ура ваза” в противоположность “омотэ ваза”. В комбинации с первым иероглифом, “сю-ри” означает “скрытый в руке, или в ладони”. “Кен” означает лезвие, и пишется тем же самым иероглифом как в словах бокен, или синкен, следовательно, получается “лезвие скрытое в руке”.

Сюрикен
Существуют два основных типа сюрикенов: 
Бо сюрикены, которые являются длинными, тонкими цилиндрическими стержнями, различной формы и толщины, и сякены, сделаные из плоских металлических дисков.
Сякены далее классифицируются как хира сюрикены многолучевой, звездообразной формы, и сенбан сюрикены прямоугольной или квадратной формы лезвиями, делавшимися из металлических пластин подкладывавшихся под шляпку гвоздя при строительстве традиционных Японских зданий. 
Существует также 3-ий тип, называемый тепан, который является более крупной версией сенбан, некоторые до 20 см по ширине, делавшиеся также из пластин подкладывавшихся под гвоздь, но можно ли их классифицировать, как сякены вызывает в настоящее время большое сомнение.
Основные техники метания сюрикенов несколько различаются в разных школах, главные образом из-за формы их лезвий и методов использования.
Происхождение
Метание предметов без сомнения было обычной практикой для людей в течение тысяч лет, и с тех пор как древний человек узнал, что он может защищать себя и получать еду, бросая камни в живых существ, получили развитие идеи о технике броска. Изучение развития метания предметов на протяжении всей истории человечества было бы делом почти невозможным, поэтому в этой статье внимание главным образом будет уделено тщательно отточенной традиционной японской технике метания оружия цилиндрической формы.
Самый ранний Японский трактат, Кодзики (около 600 г. н.э.), содержит упоминание о том, как принц Ямато-Такеру бросает цилиндрический овощ в глаз белого оленя, чтобы его убить. Нихон Соки (также около 600 г н.э.) упоминает бросающее камни оружие называемое исихаджики, но возможно это была праща. Другой древний трактат, Мануеси, описывает метание стрел. Осака Гунки (военные записи Осаки) содержат отрывок, в котором говорится: “Тадамаса защитился от противника, тем, что выхватил свой вакидзаси и метнул его, как будто это был сюрикен.” Рассказывается, что позже Тадамаса создал первый стиль сюрикен-дзютсу – Танто-гато, получивший свое название от короткого меча.
Ган Рю, или Ганритсу Рю. Не вызывающее сомнений раннее упоминание о метании лезвий можно обнаружить в документах Ганритсу Рю, школы основанной Матсубаяси Хеньюсай, профессиональным фехтовальщиком состоявшем на службе у 18-ого дайме Матсухиро в Каней, около 1624 года. Эта школа стала основой Катоно, или Изу Рю, созданной самураем из Сендай, по имени Фудзита Хирохидэ Катоно, также известным как Катоно Изу, который был учеником Матсубаяси. Он стал пионером в использовании метательных игл (около 10 см в длину и весивших порядка 20 граммов), некоторые из которых он носил в своих волосах. Иглы зажимались между средним и указательным пальцами и бросались подобно современной стрелке в глаза нападавшего. Рассказывалось, что он мог бросить две иглы одновременно в изображение коня, поражая соответственно каждое из копыт. Весьма возможно, что эта техника была скопирована или привезена из Китая, поскольку она похожа на технику метания китайской стрелки называемой “пию”. Влияние Китая не следует отрицать, поскольку искусство китайского Кунг Фу также имеет долгую традицию метания оружия. Помимо “пию”, бывших в употреблении во время династии Сонг (960-1127 гг. н.э.), также существовала техника Ло Хан Ц’ин, техника метания монет (“ц’ин” – монета). Эти монеты затачивались и использовались в качестве метательного оружия с очень ранних времен, и они вполне могли быть предшественниками сенбан сюрикен.



Энмей Рю. Считается, что известный мастер фехтования Миямото Мусаси также был основателем этой школы, которая использует метание 40 сантиметрового лезвия, по всей видимости, танто, или ножа. Существует история поединка между Мусаси и Сисидо, мастером кусари-гама, серпа и цепи, предназначавшихся специально для того, чтобы противостоять мечу самурая. Как только Сисидо бросил свою цепь, Мусаси метнул кинжал и нанес ему смертельный удар в грудь.

Сираи Рю. Сираи Рю была основана Сираи Тору Йосиканэ, родившемся в 1783 году в Окаяма. Когда ему было 8 лет он начал изучать фехтование под руководством Ида Симпатсиро из Кидзи-рю, а в 14 лет переехал в Токио и ежедневно обучался у Наканиси в школе меча Итто Рю, и начал преподавание в Окаяма в возрасте 23 лет. В течение девяти лет его известность росла, и он тренировал более 300 учеников, но, тем не менее, продолжал сомневаться в своих способностях. В дальнейшем он неоднократно возвращался в Эдо, чтобы обучаться у своих наставников, пока в конечном итоге не достиг в каком-то роде просветления и не примирился со своей техникой. После этого, он добавил слово Тенсин к названию своей школы, таким образом, ставшей известной как Тенсин Итто Рю. Техника метания лезвия, которую он преподавал, стала известна как Сираи Рю. Согласно Сатоси Сайто Сэнсею, сегодняшнему главе школы Негиси Рю, искусство Сираи Рю было утеряно, и никого занимавшегося им не осталось в живых, и поэтому после тщательного изучения ему пришлось его восстановить. Теперь техники Сираи Рю преподаются Сайто Сэнсеем как часть обучения Негиси Рю. Сюрикен Сираи Рю – металлический прут от 15cm до 25 см длинной и около 5-6 мм в диаметре. Он заострен с одного конца и закруглен с другого. 
Мнение
Сюрикены  это неотъемлемая часть японской культуры. Сейчас можно найти огромное количество упоминаний про эти оружия смерти.

Источником послужил мой блог: lookatnotes.wordpress.com