Боевые искусства - Запрет Каратэ-до

Предисловие


Путь каратэ - это путь сильного человека, который сам создает свое тело, путем совершенствования своей души. Путь человека, который посвятил свою жизнь каратэ - подобен пути мастера, который лепит из глины произведение искусства. Разница состоит в том, что мастером оказывается сам человек, а глиной оказывается его собственное тело. Под умелым руководством наставника, человек может добиться воистину впечатляющих возможностей. У всех на слуху имя великого Гечина Фунакоши, который даже во взрослом возрасте тренировался и никогда за всю свою жизнь не употреблял никаких таблеток и ни разу не обращался за помощью к врачам. Другой величайший мастер - Ямагучи Гогэн вообще смог побороть врожденные слабости и стать неуловимым мастером, который является иконой для всех каратистов со всего мира. Сегодня мы поговорим о свободе, которое дает людям знание боевых искусств, а также рассмотрим весьма интересный момент в истории Японии, а именно времена, когда каратэ-до находилось под запретом. 


История


Как я уже говорил, наука защищать себя, захлестнула Японию, и многие люди устремились в Окинаву, для постижения смешанного с китайским кэмпо - боевого искусства. Даже врачи стали замечать то, что люди становятся достаточно стойкими, если они долго занимаются боевыми искусствами. Но во времена феодального строя, мысль о простом крестьянине, который мог повергнуть в бегство самураев, была слишком провокационной. 

Но перейдем, непосредственно к истории события. Как я уже упоминал ранее, основным фактором развития Окинава-тэ, стал политический курс на запрещение оружия. Известно, что данный запрет датируется 1429 годом, именно тогда властитель Шо Хаши объединил под своими знаменами три области Окинавы. Тогда они именовались - Хокусан, Нан-дзан и Чю-Дзан. В те времена, оружие мог получить любой, так как после кровопролитных битв, на полях сражений оставалось достаточное количество оружия. Многие крестьяне собирали его и сбывали торговцам краденным. Другие же опрометчиво хранили найденное у себя, в целях обороны в случае чего. Так вот, государь тех земель запретил ношение оружия для всех, кроме своих военных и высших феодальных лордов. Простой люд оказался незащищенным против солдат и разбойников, которых в те времена было очень много. Например, Ейдзикава упоминает, что даже вплоть до 1600 года, разбойники контролировали тракты и некоторые места скопления бедных. Крестьяне старались найти способ спастись от беспредела, творившегося в их землях и их помыслы устремись в каратэ.

Великий мастера - Хигаонна Морио, в своих трудах описывает эти события, говоря, что когда Шо-Хаши отобрал у обычного люда возможность защититься, он спровоцировал повальное изучение других методов обороны. 

В 1609 году, Окинава была захвачена властителями Сацума Шимадзу Иэхиса и стала частью Японии. В целях упреждения конфликтов, новые властители, также запретили ношение оружия. Грабительские поборы новой власти, сильно злили жителей Окинавы и довольно часто возникали потасовки с местными самураями.

Именно в этот момент, по одной из версий, население Окинавы стало объединяться в тайные сообщества и создавать союзы самообороны. Там целенаправленно изучались приемы борьбы голыми руками и с подручными орудиями против мечей и копий. Так, еще с 17 века известно имя непобедимого бойца Яра из деревушки Чатан. Он вошел в легенду, как человек, который упорно и без страха сражался с японцами. Сын деревенского старосты, он в возрасте 12 лет был отправлен в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться торговому делу. В течение 20 лет Яра, помимо торговли, досконально изучил искусство китайского кулачного боя цюань-шу и, вернувшись на Окинаву в родное селенье, открыл там школу боевых искусств, где обучал сородичей борьбе голыми руками.

Ikken Hissatsu
Окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием их ноги и руки, отрабатывая удары на макиварах и многократно повторяя комплексы кат, которые позволяющие освоить технику рукопашного боя без помощи партнера. Основной идеей кат является удар и последующая защита. Эти комплексы доводят удары и блоки до состояния рефлексов.

Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг: 

«拳必殺 (ikken hissatsu)» - «Одним ударом - наповал»

Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.

Наряду с этим появилось боевое искусство, в основе которого была заложена техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца; и так далее. Исходя из этого факта многие авторы считают, что каратэ развивалось исключительно простыми людьми.

Последствия

Именно из-за противоборства обычного люда с привилегированной прослойкой населения, каратэ-до было запрещено и занятия велись в подполье. Мастера обучали своих учеников в строжайшей тайне. Известно, что так получили свои уникальные навыки практически все первые мастера. Даже сам Гичин в своих мемуарах описывает те дни, когда каратэ-до обучали только, по просьбе одного мастера другого. То есть попасть в круги обучающихся было крайне сложно. Только уроженцам с Окинавы "везло" с тем, что они обучались для защиты своих интересов и отстаивания того, что они считали правильным.