Бакумацу ч.1 - Черные корабли ч.1. - Пролог

Предисловие


Конец сегуната, или бакумацу - это смутные времена в истории Японии и завершающая часть эпохи Эдо (которой мы коснемся в другом историческом путешествии). Известно, что это смутное время началось в 1853 году (почти через 200 лет после битвы при Сэкигахара, которая утвердила сегунат Токугава). Начало этот период берет от прибытия в страну "черных кораблей"  американского коммодора Мэттью Перри, а заключительным этапом является гражданская война Босин. Итогом бакумацу стала реставрация Мэйдзи и упразднение сёгуната Токугава. Император вернул себе власть над страной.



Итак, начать необходимо с общей политической и экономической обстановки, которая имела место быть в те далекие времена. Уже после некоторого экскурса в историю, мы перейдем к довольно-таки неоднозначному событию - прибытию черных кораблей. Я буду стараться придерживаться нейтральной точки зрения, хотя некоторые примечания все таки будут сопровождать рассказ. 

События после битвы при Сэкигахара 

Прежде всего стоит упомянуть о том, что после победы при Сэкигахара, Токугава Иэясу в последующие 15 лет полностью уничтожил род Тоётоми Хидэёси (который составлял ему оппозицию во времена Воюющих провинций). Он получил от императора благославление и в 1603 году и основал новый сёгунат в городе Эдо (ныне Токио). Вначале сёгунат был крайне заинтересован в контактах с остальным миром. Но конфликт Англии и Голландии с Испанией и Португалией стал затягивать Японию все глубже. И поэтому было решено ограничить влияние Европы. Этот курс получил название самоизоляция Японии или сакоку (鎖国, буквально «страна на цепи»). Уже через 11 лет, сёгунат полностью запретил христианство, так как видел в нем инструмент иностранного политического влияния. Христиан подвергли гонениям, а выезд христиан заграницу стал невозможен. Но этого показалось мало, и в 1639 году, правительство полностью запретило всем европейским и американским судам прибывать в Японию. Правда, некоторое исключение из правила составляла Голландия, так как ее корабли оказывали помощь правительству. И впоследствии Голландия получила монопольное право торговать на искусственном острове-резервации Дедзима в Нагасаки.

С наступлением 18го века, Японское хозяйство охватил системный кризис. Он был вызван крахом натуральной экономики из-за проникновения денежных отношений в деревню. Цены на рис упали и это породило хронический дефицит центрального и удельных правительств, которые зависели от натуральной дани. Сёгун Токугава Ёсимунэ начал проводить ряд всеяпонских преобразований, которые получили название "реформы Кёхо" (享保の改革, きょうほうのかいかく). Его начинания продолжил родзю (老中  «старейшина») — наивысшая должность в центральном правительстве сёгуната Токугава и ханских региональных правительствах в Японии XVII — средины XIX веков)  Танума Окицугу. Но несмотря на реформы, в первой половине 19го века Японию поразил великий голод, который был вызван многолетними неурожаями. Сёгунат не просчитал ситуацию и стал скупать рис в регионах и отправлять его в свою правительственную резиденцию. Это вызвало бурю негодования как крестьян, так и местного самурайства, на поддержке которого держалось правительство. В 1841 году Мидзуно Тадакуни провел курс реформ под названием "Реформы Тэмпо". Но этот курс по возвращению к традиционным методам хозяйствования только усугубили ситуацию, так как оказались непопулярными и это навредило престижу сёгуната.


В это самое время, правительство уделов Сацума-хан и Тёсю-хан вышли из экономического кризиса самостоятельно. Он привлекли к управлению талантливых самураев из низов и стали активно способствовать торговле. Это обособление сыграло на руку правителям Сацума и Тёсю, так как они накопили достаточно сил для борьбы против сёгуната. Экономика страны оказалась слаба и не готова к кризису, и страна, измотанная недавней войной постепенно падала в пучину новых смут.

Черные Корабли 

Matthew Calbraith Perry
8 июля 1853 года в гавань Урага (ныне часть Йокосуки) в префектуре Канагава, под командованием коммодора ВМС США Мэтью Перри, зашли четыре корабля (Миссиссипи, Плимут, Саратога, Саскуэханна), которые впоследствии получили название "Черные корабли" (黒船). Слово «чёрный» здесь относится к чёрному цвету корпусов парусных судов старой постройки, и к чёрному цвету угольного дыма из труб пароходов, использующих уголь в качестве топлива. Правительство США поручило Мэттью Перри миссию заключить торговый договор с Японией. Президент США Миллард Филлмор, дал директиву коммодору, что в случае сопротивления или нежелания японской стороны идти на переговоры следует применить вооруженную силу. Президент также вручил ему послание императору Японии, с предложениями установления дружественных отношений и заключения торгового договора.

Известно, что 24 ноября Перри возглавил военную Восточно-индийскую эскадру и отправился из Норфолка в штате Вирджиния в Японию через Атлантический и Индийский океаны. Эскадра состояла из 10 кораблей: паровых фрегатов «Миссисипи», «Саскуэханна», «Повхатан», парусника «Сапплай», а также парусных шлюпов «Плимут», «Саратога», «Македонец», «Вандалия», «Лексингтон» и «Саутгемптон». Это была четвёртая попытка представителей США установить дипломатические отношения с тихоокеанским соседом.


До этого, в 1797—1809 годах, американцы торговали в японском городе Нагасаки по запросу голландских купцов.  После освобождения Голландии, США были отстранены от японского рынка и искали способы восстановить свои позиции на нём. Япония также требовалась американцам как база на пути в Цинский Китай, где соперники США, Великобритания и Франция начали колониальную гонку. Отдельная попытка американского предпринимателя Чарльза Кинга заключить японо-американский договор в 1837 году закончилась обстрелом его торгового судна. Попытка официального представителя США, Джеймса Биддла, который в 1846 году прибыл с военным кораблем в Токийский залив и потребовал установления дипломатических отношений между двумя странами, также завершилась неудачей. В 1849 году капитан Джеймс Глинн в третий раз старался заключить японо-американский договор, но и его предложения были отклонены сёгунатом. Вернувшись в США, капитан убеждал правительство, что для успешных переговоров с японцами необходимо осуществление давления и демонстрация военной мощи США.

Японское правительство заранее знало о намерениях американской эскадры плыть в Японию. 14 декабря 1852 года Ян Хендрик Донкер-Курт, капитан голландской торговой фактории в Дедзими, подал докладную записку уряднику Нагасаки о том, что США отправили флот к Японским островам с целью заключения торгового договора. Он вкратце изложил основные положения и предложил провести переговоры в Нагасаки. Он также не забыл упомянуть о том, что американца настроены решительно и отказа не примут. Но чиновник решил, что это провокация и не передал ее полное содержание в высшие инстанции. Из-за этого, сёгунат не принял никаких контрмер и оказался неподготовлен к прибытию Перри.

Японская гравюра на дереве с изображением Перри (в центре)
8 июля 1853 года эскадра Мэттью Перри достигла берегов Японии. Она стала на якорь в бухте Урага близ города Эдо, который был административным центром сегуната. Японцы впервые видели черные паровые суда, выпускавших чёрный дым, поэтому назвали их «черными кораблями» (куробуне). Эскадра имела на вооружении около сотни новейших орудий Пексана, стрелявшие разрывными бомбами, и 2 тысячи моряков. Американцы заняли боевую позицию и самовольно начали замерять глубину вод залива Эдо. Корабельные пушки выпустили с десяток сигнальных выстрелов в воздух, чтобы наладить связь между судами и напугать местное население. Из-за выстрелов в Эдо началась паника, однако впоследствии жители успокоились, поняв, что стреляли без ядер. Бухта Урага наполнилась японцами, некоторые из которых пытались на собственных лодках попасть на американские суда. Но после сообщения о том, что иностранцы могут открыть настоящий огонь, люди стремительно покинули окрестности.

Для переговоров с Мэттью Перри сёгунат направил Накадзиму Сабуросуке, который являлся помощником надзирателей бухты Урага. Он предложил коммодору отплыть в Нагасаки и вести переговоры там, но тот отказался. Перри сообщил японской стороне, что является послом США и прибыл с целью вручить послание президента своей страны. Коммодор отказался передать послание помощнику и потребовал отправить уполномоченное лицо высокого ранга. Впоследствии появился Каяма Едзаемон, второй помощник надзирателей Урага, но Перри был неумолим. На предложение японца подождать 4 дня, Перри выдвинул ультиматум: если за трое суток японское правительство не делегирует соответствующее лицо высокого ранга, то Перри приблизит свои корабли в Эдо, высадит десант и лично передаст послание сёгуну.

В это время 12-й сёгун Токугава Иэёси был прикован болезнью к постели, и ответственность за переговоры с американцами взял на себя глава правительства Абэ Масахиро. 11 июля он позволил принять от Перри президентское послание и 14 июля организовал прием американского посольства на пляже Куре. Американцев встречали чиновники Урага Тода Удзийоси и Идо Хиромити. Перри сошёл на берег с двумя сотнями парадно одетых моряков под марш «Слава Колумбии». Он передал послание в трех копиях — на английском, голландском и китайском, а также вручил верительные грамоты и документы с предложениями торгового договора. Надзиратели сообщили коммодору, что, поскольку сёгун болен, японская сторона сможет дать ответ лишь в следующем году. Перри согласился и пообещал, что прибудет в Японию за ответом через год. 17 июля его эскадра покинула воды залива Эдо и отправилась в Рюкю, где были на стоянке остальные корабли эскадры.

Продолжение следует...