Великие Мастера - Гичин Фунакоши

Предисловие



Гичин Фунакоши (船越義珍, ふなこし ぎちん, Funakoshi Gichin) - мастер каратэ родом из Окинавы, который считается первым мастером, познакомившим японцев с карате, тогда известным под названием "Окинава-те". В те времена карате представляло собой разрозненный набор техник, одни были прямыми потомками китайского кэмпо, другие развивали только некоторые области. Фунакоши не только познакомил японцев с этим видом боевого искусства, но и активно пропагандировал ее в Японии начиная с 1921 года. Также он разработал и обучал одному из самых распространённых стилей карате - Шотокан. Все каратисты признают Гичина - родоначальником японского каратэ. 


Детство


Гичин родился 10 ноября 1868 года(или 1 год эпохи Мэйдзи — «Просвещение», 1868—1912— «Просвещение», 1868—1912) в районе Ямакава-Сё (Yamakawa-Shо, с 1992 — Iwai) города Сюри. Ямакава-Сё располагалась на холмах с западной стороны от замка Сюри. Это было типичное призамковое поселение, в котором проживало несколько сотен жителей.
Известно что Гичин, происходил из благородной японской семьи, принадлежавшей сословию сидзоку. 
Сидзоку (士族) — сословие нетитулованной знати в Японии, существовавшее в 1869—1947 годах. Было сформировано из средних и мелких самураев. Сословие было ликвидировано после Второй мировой войны в 1947 году в связи с вступлением в силу новой Конституции Японии.
Его отец, Томинокоши Гису (Tominokоshi Gisu), и дядя Гичин считались мастерами Бо-Дзюцу. Сам Гичин писал в книге "Каратэ-до-ньюмон" («Каратэ-до: мой способ жизни»): «Мой отец был высоким и красивым человеком. Он был мастером Бо-Дзюцу, хорошо пел и танцевал. (Известно, что окинавский мастер Суэёси Дзино (Sueyoshi Jino, 1846—1920 гг.) обучался Бо-Дзюцу у дяди Гичина). Он занимал небольшую должность, но когда лишился работы, постепенно растратил все состояние своего отца — моего деда Гифуку. Мой дед Гифуку был человеком глубоко образованным». Гичин рос под присмотром своего деда - Томинокоши Гифу (Tominokоshi Gifu), который был корифеем в области японской и китайской классической литературы, мастером каллиграфии, стихосложения, а также приверженцем конфуцианского учения.
Бо-дзюцу (棒術; bo - шест, палка; jutsu - искусство) - искусство боя длинным шестом. В разных школах японских бу-дзюцу изучались приемы с шестами разной длины и сечения, изготовленными из различных материалов.Известны две системы измерения длины шеста: фиксированная и под конкретного владельца. Согласно первой, длинный боевой шест делался длиной в 6 сяку (ок. 180 см). Именно такие шесты (рокусякубо) пользовались наибольшей популярностью.
Интересно, что Гичин не отличался хорошим состоянием здоровья. Он упоминал в своей книге «Каратэ-До-Ньюмон»: «Как большинство моих сверстников, я увлекался окинавской борьбой Тэ-Гуми (Te-Gumi). Но так как в детстве я был физическим очень слабым, то часто проигрывал и расстраивался по этому поводу».
Тэ-гуми - борьба, в которой главной задачей для противников является - столкнуть друг друга с места. После этого применяются захваты и броски. Более опытный боец вызывал на бой даже больше одного человека. Например сам Гичин пишет про это так: "Один, обычно более старший и более сильный мальчик, может бороться с двумя или тремя противниками, или даже с большим количеством нападающих, если он чувствует это возможным. Такая схватка начинается с того, что сильный борец ложится на спину, а противники прижимают к земле его руки и ноги. Когда я решил стать каратэка, то начал бороться против четырёх или пяти мальчиков, надеясь укрепить мышцы рук и ног, живота и бёдер. Не могу точно сказать, как тэгуми способствовала росту моего технического мастерства в каратэ, но волю мою эти занятия, без сомнения, заметно укрепили."
Доктор, который лечил мальчика разными травяными настоями, порекомендовал ему начать заниматься Тотэ. Так как это помогло бы ему с укреплением организма. Напомню, тотэ - это первый вариант каратэ.  В «Каратэ-До-Ньюмон» Фунакоши Гитин пишет: «От одного моего одноклассника я узнал, что его отец мастер тотэ. И я попросил своего отца разрешить мне заниматься у него. Отец согласился, надеясь, что это укрепит мое здоровье. Так, в возрасте 15 лет, я пришел к мастеру Адзато, одному из самых знаменитых мастеров Сёрин-рю.»


Так Фунакоси Гитин начал изучать популярный в то время на Окинаве стиль каратэ Сёрин-рю, а затем и Сёрэй-рю.

Сёрин Рю Shōrin-ryū (яп. 小林流?) — одно из основных современных Окинавских боевых искусств. Было основано Тёсином Тибаной в 1933 году. Сёрин Рю сочетает элементы традиционных боевых стилей Сюри-тэ.
Сёрэй-рю – торжественное наименование одного из стилей тотэ, практиковавшегося в деревне Наха на Окинаве. Также известен под названием Наха-тэ. Также термин сёрэй является местным вариантом чтения иероглифов Шаолинь и обозначает «молодой лес» на диалекте района Наха.

Дальнейшая жизнь


В 1921 году, Фунакоши оставил свою работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоши организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai — «Окинавская ассоциация духа боевых искусств») и стал её председателем. В ассоциацию также вошли мастера Тёшин Чибана, Токуда Амбун, Оширо Тёдо, Токумура Сэйтё и Ишикава Хороку.

Гичин демонстрировал комплексы формальных упражнений ката и обучал технике карате. Практическое применение карате мог доказать в схватке с любым соперником великолепный боец Мотобу Тёки. Но Мотобу не знал японского языка и пропаганда и распространение окинавского боевое искусства в Японии была организована именно Фунакоши Гичином.
Мотобу Тёки (本部 朝基; 5 апреля 1870, д. Акахира, Сюри, Окинава — 15 апреля 1944, Сюри, Окинава) — мастер окинавского каратэ. Родился в деревне Акахира, Окинава. Мотобу Тёки был младшим из трёх братьев и его не стали обучать семейному стилю тотэ (раннее название каратэ). Несмотря на это, Мотобу очень интересовался боевыми искусствами. Он тренировался самостоятельно, отрабатывая удары на макиваре и поднимая тяжелые камни для развития силы. Мотобу Тёки был очень ловким, за что и получил от сверстников прозвище «Мотобу но Сару», «Мотобу — обезьяна».
В 1936 году Фунакоши построил первое додзё в Токио. Именно Фунакоши сменил имя карате, которое раньше означало «китайская рука», или точнее, «Рука династии Тан» на имя «пустая рука», воспользовавшись тем, что два этих слова звучат одинаково, но имеют различное написание. 
Гичин Фунакоши так объяснил смысл этой замены: «Как полированная поверхность зеркала отражает все, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий каратэ должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на все, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа „пустой“» 

Гичин большое внимание уделял непосредственно ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней карате имело целью сделать карате составной частью будо, пронизанного японским национальным духом, основанной на самурайской культуре и традициях. 

Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввел новое название: каратэ-до — «Путь карате» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Гичин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзюдо системой физического и духовного воспитания.

После Второй мировой войны, Фунакоши обучал учеников, развивал и в дальнейшем формализовал свой собственный стиль карате-до. Свой стиль Фунакоши назвал Шотокан, как производное от своего литературного псевдонима, Шото («ветер среди сосен»), и морфемы кан, что означает «дом». Есть также и следующие переводы названия Шотокан: «дом колышащихся сосен» или «зал сосны и моря».

Спустя некоторое время, в 1955 г. была образована «Японская ассоциация карате»(JKA) которая формально имела старшим инструктором Фунакоши Гичина, однако, сам Фунакоши отдалился от участие в этой организации так как не поддерживал любые изменения в карате, превратившие боевое искусство в, по большей части, спортивное единоборство. Большую роль в модернизации карате сыграл сын основателя японского каратэ, Фунакоши Ёшитака, который ввёл удары ногой выше пояса, добавив тем самым зрелищности и спортивной направленности.

Фунакоши Гичин оставался в Токио до самой своей смерти в апреле 1957 г., в возрасте 89 лет. Он опубликовал несколько книг о карате, в том числе и автобиографическую — «Каратэ-До-Нюмон».


Мнение


Гичин Фунакощи является общепризнанным мастером и основателем карате в его виде, в котором мы можем увидеть его сейчас. Вклад Гичина просто неоспорим и его труды останутся в истории на тысячи поколений вперед. Он не просто развил окинавское карате, он создал новое веяние в истории боевых искусств. 


книга Гичин Фунакоши "КАРАТЭ-ДО Ньюмон"